Михаил Смодор — это человек, который 30 лет занимался фотолетописью небольшого города Галич. Восстановить по его снимкам можно многое: архитектуру, пейзажи, сценки из жизни, посмотреть на лица простых рыбаков, увидеть автопортреты.
Семь лет своей жизни Смодор учился фотографировать, преподавал ему Яков Тираспольский. В обязанности своего ученика он включил владение польским, французским, немецким языками, а также посещение музеев и картинных галерей. Читать книги по искусству тоже входило в задачи Михаила. А фотокамеру ему дали только через четыре года — к тому времени Михаил уже умел ретушировать и работать с ней. Его автопортреты были безукоризненны.
Но это еще не все: Тираспольский требовал от учеников, чтобы они отлично знали павильонную этику: как встретить клиента, как взять у него заказ и куда доставить потом. Только после прохождения этого экзамена от Тираспольского могли поступить рекомендации, но зато и школа была первоклассная.
В дальнейшем Смодор перебрался в столицу, чтобы поработать в одном фотоателье, но надолго в городе задерживаться не стал. Купил себе аппаратуру и поехал в Галич. Это была любовь с первого взгляда — но не только: Смодор разведывал обстановку, смотрел на другие фотоателье и решил: останется тут жить.
От губернатора Смодор добился разрешения, поставил павильон и начал зарабатывать деньги. Со школой своего великолепного учителя у него все получалось просто отлично. Клиенты оставались довольны качеством и уровнем обслуживания, а сам мастер проводил на работе примерно 20 часов. Свой заработок он тратил как на содержание семьи, так и на книги. И именно они подружили его с книготорговцем и краеведом. Дружба вылилась в то, что Смодор стал снимать Галич.
Это не осталось без внимания царской семьи, которая побывала на кустарно-промышленной выставке, в рамках которой выставлялась примерно 1000 фотографий. Конечно, среди них были и работы Смодора. Потом они стали печататься в виде открыток, только без указания авторства.
Во время смуты клиентов у Смодора практически не было. Новая власть сначала пришлась ему по душе, а потом разочаровала. Фотоателье пустовало, но с началом НЭПа жизнь стала налаживаться, заказы потекли. До 1935 года, когда Смодора отправили в ГУЛАГ по ложному доносу.
Строительство канала «Москва-Волга» вконец расшатало его здоровье, но и тут нашлись друзья: Смодора взяли в фотослужбу, он стал много работать и через два года его освободили. Он вернулся на пепелище: фотоателье уже не числилось за ним, здоровья не было.
В 1942 году фотограф умер, оставив нам богатое наследие — свои снимки.